А других источников так и не обнаружилось. Игорь был человек «исторический» — в том смысле, что его судьба странным образом повторяла траекторию поворотов нашей истории.
В 1985 г. он, инженер-физик из Грозного, придумал «Cine Fantom» — едва ли догадываясь, что делает это в год отсчета новой эпохи.
Но, чувствуя, что журнал «Призрак кино» (название диктовал по телефону, слог «ма» из слова «синема» выпал — получилось что-то вроде «Призрака синефила») придется последующему десятилетию по духу и росту, идеально в него впишется. Сам он, кстати, не был синефилом в том смысле, в каком были ими герои новейших бертолуччиевских Мечтателей. Кино являлось для него не сублимацией жизни, но, напротив, объектом приложения жизненных сил.
Причем все попадавшие в алейниковскую орбиту тотчас становились — как выразились бы сейчас — контрибуторами его проекта.В «Cine Fantom» (который Игорь делал вместе с Глебом Алейниковым, младшим братом и верным соратником) писали театроведы, искусствоведы, лингвисты, публицисты и просто люди, способные излагать свои мысли так, чтобы ими заинтересовались другие.
«Cine Fantom» мы обязаны явлением под названием «новая критика», о которой сам Игорь в брошюре «Параллельное кино в СССР» писал так: «Язык «новых критиков», структура их статей вбирают в себя особенности прихотливо организованного современного общекультурного процесса, в котором порой трудно дифференцировать различные дисциплины, в котором размыты границы видов и жанров, стирается грань между жизнью и художественным творчеством».Штаб «Cine Fantom» в тот момент имел двойную прописку: на квартире братьев Алейниковых и в кабинете литературной части «Школы драматического искусства».
Анатолий Васильев находился тогда на пике славы, не считал блажью чувствительность ко всему актуальному и параллельщиков привечал. Именно Васильеву, кстати, принадлежит изречение «Из всех искусств важнейшим для нас является параллельное кино». Александр Сокуров тоже соглашался с тем, что будущее живого русского кино никак не обойдется без параллельщиков.
«Это настолько чистая работа, настолько чистый результат, что он уже выходит за пределы авангарда. Что это такое, я не знаю», – говорил он о фильме Трактора, «визитной карточке» московского концептуализма.То, что практика и теория были для Алейниковых равно важны, предопределило успех фактически всех их начинаний.Авторы, найденные Игорем в конце 1980-х гг., позже, в начале 1990-х гг., пришли в новую буржуазную — газетную и глянцевую — прессу, во многом сформировав ее стиль.
Игорь сводил людей друг с другом, и созданные им альянсы эффективно работают до сих пор.Ни в 1985 г., когда был придуман «Cine Fantom», ни в 1986 г., когда Алейниковы сняли свой первый фильм М.Е., ни в 1987 г., когда они провели первый «Cine Fаntom Fest», Москва с Питером еще толком не знали, кто такие братья Коэн, и вряд ли понимали, что такое «продюсер» в кино.
Между тем, Игорь в паре «Алейниковы» играл ту же роль, что и Этан у Коэнов. Без продюсера современный кинематограф существовать не может: получается, что в России эту истину открыли представители андеграунда. Эти же представители легко расстались с образом «подпольщиков», поставив на «Мосфильме» сначала среднеметражную картину Здесь кто—то был, а потом и не слишком удачных Трактористов-2.
Их стремление вписаться в новый модный истеблишмент начала 1990-х гг. не было сопряжено ни с одним пафосным, сомнительным или попросту стыдным жестом. Казалось, вместе с ними взрослеет авангард новейшей волны, что параллели пересекутся и «новое» искусство найдет общий язык со «старым». Но в марте 1994 г. Игорь Алейников и его жена Вера погибли в авиакатастрофе — той, с которой началась череда катастроф последующего десятилетия.
У нас вы можете купить ссылки
или взять этот сайт
в аренду от 120$ в месяц
Купить ссылки